«Открыть свое дело – непросто! Это затратно и хлопотно. И что нового можно изобрести, чтобы обеспечить бизнесу стабильный спрос и постоянную прибыль? Пожалуй, все уже придумали до нас. Все ниши заняты». Так думает большинство. И только единицы берутся за открытие собственного бизнеса, отбросив стереотипы.
КЕША-ХОРОШИЙ!
Восемь лет назад Николай ЧЕРНЕНКО занялся разведением волнистых попугайчиков. Вместе с женой они тогда только приобрели домовладение в окрестностях Новороссийска. Показывая мне своих питомцев, Николай поясняет, с чего начался бизнес. В руки ему случайно попал журнал, где рассказывалась история человека, потерявшего на производстве руку. Работать по профессии он уже не мог, но духом не сник, а придумал себе занятие – разводить… попугаев.
Начальный капитал |
6 000 руб. |
Уровень сложности |
низкий |
Срок окупаемости |
1,5 года |
Востребованность на рынке |
товар востребован |
Целевая аудитория |
владельцы зоомагазинов,
ресторанов
|
Перспективы развития |
стабильные |
Наличие арендованного
помещения
|
нет |
Помощь органов местного
самоуправления
(по пятибалльной системе)
|
2 |
Налоговое бремя
(по пятибалльной системе)
|
3 |
Количество созданных
рабочих мест
|
0 |
Дело оказалось прибыльным, но требующим особых профессиональных знаний. Николай с женой задумались – чем они хуже героя из журнала? Купили десять попугаев и разместили их в летней кухне. Затем приобрели специальные лампы, термометры для поддержания благоприятного микроклимата и специальную литературу.
Через год, когда попугаи начали гнездование, Николай вернул свои деньги. Появились первые клиенты: сначала местные зоомагазины, потом – столичные рестораны. Николай рассказывает, что москвичи оптом покупают живой товар для приготовления экзотических блюд в дорогих ресторанах. На мое негодование отвечает – ему тоже птичек жалко, но столичные гурманы за попугаев очень хорошо платят. И потом – почему люди жалеют попугаев, но при этом с удовольствием вгрызаются в куриную ножку, смакуют свиную отбивную или говяжью котлету?
Сейчас у предпринимателя в общей сложности 138 птичек. Он планирует расширять бизнес и сделать пристройку к «птичьему дворцу».
ПРОСТО «МАРИИ»
Катя и Нина – молодые дизайнеры одежды из Новороссийска – с отличием окончили один из престижных ростовских вузов. Без опыта работы в дорогие ателье девушек не брали, поэтому им пришлось год оттрубить на швейной фабрике по пошиву дешевого постельного белья.
Возвращаться в родной город амбициозные специалисты не спешили, им казалось, что Новороссийск слишком мал для открытия в нем дорогого ателье по пошиву авторской одежды. А столица федерального округа – в самый раз.
Скопив денег на аренду, девушки ушли со швейной фабрики и сняли помещение для ателье на окраине Ростова. Аренда мастерской в центре была им не по карману. Но клиентки, на которых рассчитывали дизайнеры, в спальный район заезжать не спешили. А те, кто заходил к талантливым портнихам, нуждались в банальном ремонте одежды – кому джинсы залатать, кому платье ушить.
Начальный капитал |
60 000 руб. |
Уровень сложности |
средний |
Срок окупаемости |
3 года |
Востребованность на рынке |
услуга востребована |
Целевая аудитория |
новороссийцы в возрасте от 12 до 70 лет
|
Перспективы развития |
стабильные |
Наличие арендованного
помещения
|
да – 40 тысяч рублей в месяц |
Помощь органов местного
самоуправления
(по пятибалльной системе)
|
2 |
Налоговое бремя
(по пятибалльной системе)
|
3 |
Количество созданных
рабочих мест
|
4 |
Катя и Нина закрыли мастерскую и вернулись в Новороссийск. Здесь все пришлось начинать с нуля. Они арендовали помещение в отдаленном районе города, брались за любую работу. Со временем появились постоянные клиенты, среди них и те, кому требовался эксклюзив. Катя и Нина поняли: чтобы угодить таковым, нужно разделить свою деятельность на два направления – банальное оказание швейных услуг и создание авторской одежды.
Первое направление приносило небольшой, но стабильный доход, которого хватало уже на аренду мастерской в центре Новороссийска, второе было перспективным, но чтобы сделать своему ателье имя, необходимо было без устали и творчески работать. На вопрос, не пытались ли девушки прогреметь на конкурсах, они ответили отрицательно.
– Клиентам все равно – сколько призов мы завоевали как дизайнеры. Давайте смотреть правде в глаза – уровня Версаче или Армани нам все равно не достичь. Заказчицам важно выглядеть стильно и быть не похожими на других. Клиентов мы можем привлечь только «сарафанным радио», когда одна подруга рекомендует нас другой. Это специфика нашего бизнеса, иная реклама тут не действует. А это значит, что мы не можем допускать ошибок в качестве своей продукции и должны все делать идеально, – признаются девушки.
Сейчас Катя и Нина арендовали помещение в центре города, закупили новое швейное оборудование и наняли четырех швей для продвижения повседневной линии одежды. Сами же вплотную занялись разработкой эксклюзива. Клиентов у них предостаточно.
ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ. КОГДА ОНИ ЕСТЬ

Вернувшись из армии,
Андрей всерьез задумался об открытии собственного дела. Перебрав множество вариантов, он спросил совета у родственника – преуспевающего краснодарского бизнесмена. На вопрос, чем сегодня выгодно заниматься, тот ответил, что если бы жил не в Краснодаре, а в Новороссийске, однозначно занимался бы… откачкой септиков. По поводу того, что работа может оказаться грязной, волноваться не стоило. Современные иностранные автомобили, откачивающие содержимое сливных ям, предотвращают неприятные запахи. Стоит такая техника 600-800 тысяч рублей. Зато в городе, заметная часть которого не канализована, оправдывается максимум за полгода.
Начальный капитал |
700 000 руб. |
Уровень сложности |
низкий |
Срок окупаемости |
4 месяца |
Востребованность на рынке |
услуга востребована |
Целевая аудитория |
собственники домовладений, строительные компании
|
Перспективы развития |
стабильные |
Наличие арендованного
помещения
|
да – 20 тысяч рублей в месяц |
Помощь органов местного самоуправления
(по пятибалльной системе)
|
2 |
Налоговое бремя
(по пятибалльной системе)
|
3 |
Количество созданных
рабочих мест
|
4 |
Таких денег у начинающего бизнесмена не было. Вместе с другом Андрей взял два кредита по 350 тысяч рублей. На эти деньги купили первую единицу спецтехники.
– Откачка одного септика в частном доме в среднем обходилась в 2-4 тысячи рублей. В день машина делала 3-4 откачки. То есть суточная выручка составляла около десяти тысяч рублей. Машину мы отбили за четыре месяца и взяли два новых кредита – на покупку илоотсоса. Через полгода приобрели бетононасос, еще через шесть месяцев – мини-экскаватор. Конечно, пришлось нанять водителей, а самим сосредоточиться на поиске заказов, хотя у нас появились уже и первые постоянные клиенты, которым мы делаем скидки.
ЭЛЕКТРОННОЕ ПЕРО
Ольга ушла в декретный отпуск, но до рождения малыша оставалось еще несколько месяцев. Не привыкнув сидеть без дела, девушка окончила по Интернету курсы копирайтеров, где обучали написанию текстов для наполнения сайтов. В Сети девушка разослала резюме, и вскоре ее пригласили на отдаленную работу в украинское копирайт-агентство. Каждый день Ольге присылали задания на написание нескольких текстов на определенную тему. От автора требовалось, чтобы написанное было оригинальным, нешаблонным.
Начальный капитал |
4 700 руб. |
Уровень сложности |
средний |
Срок окупаемости |
– |
Востребованность на рынке |
услуга востребована |
Целевая аудитория |
копирайт-агентства,
издательские дома
|
Перспективы развития |
высокие |
Наличие арендованного
помещения
|
нет |
Помощь органов местного
самоуправления
(по пятибалльной системе)
|
0 |
Налоговое бремя
(по пятибалльной системе)
|
1 |
Количество созданных
рабочих мест
|
0 |
– Раз в две недели я отправляла работодателю отчет о проделанной работе и получала денежный перевод на Яндекс-кошелек. Когда я в очередной раз обналичивала его в банке, девушка-кассир спросила меня, чем я занимаюсь? Я ответила, что пишу тексты для сайтов. И когда работник банка попросила у меня координаты курсов копирайтеров, которые я окончила в Сети, я поняла, что на прежнее место работы бухгалтером уже не вернусь. Там мне никогда не заработать в месяц 40-50 тысяч рублей. А сегодня мой ежемесячный доход именно таков, причем я честно плачу налоги. Вскоре я начала писать статьи для экономических журналов. Регулярно сотрудничаю с изданиями из Тюмени, Иркутска и Красноярска, но не бросаю копирайт.
Сейчас Ольга подумывает над созданием собственного копирайт-агентства, но это пока – только в планах.
ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА
Александру ДЕМИДОВУ всегда нравилось столярное дело, но большого дохода оно не приносило. Проработав в нескольких столярных цехах на работодателя, столяр понял – нужно либо открывать собственный цех, либо уходить из любимой профессии, что один за одним уже делали его коллеги. Александр задумался – что бы он мог изготовлять из дерева при наименьших затратах? Сначала хотел заниматься производством встроенной мебели, но конкуренция в этой нише была слишком высока. Случайно супруга попросила сделать пару деревянных шкатулок для декупажа.
Начальный капитал |
20 000 руб. |
Уровень сложности |
средний |
Срок окупаемости |
– |
Востребованность на рынке |
услуга востребована |
Целевая аудитория |
увлекающиеся техникой
декупаж
|
Перспективы развития |
средние |
Наличие арендованного
помещения
|
да – 8 тысяч рублей |
Помощь органов местного
самоуправления
(по пятибалльной системе)
|
4 |
Налоговое бремя
(по пятибалльной системе)
|
2 |
Количество созданных
рабочих мест
|
0 |
– Как оказалось, декупажем называется обклеивание различных предметов специальной цветной бумагой и покрытие обклеенной поверхности лаком для состаривания. В итоге из двух деревянных ящичков у нее получилось два старинных ларца, которым на вид было лет по сто – не менее. Шкатулки у жены тут же выпросили подруги, а мне начали поступать заказы от мастериц на изготовление полуфабрикатов деревянных шкатулочек, а затем и подносов, разделочных досок и сундучков. Зайдя в Интернет, я увидел, что декупаж моден в России, а полуфабрикаты для него практически никто не производит. И приходится мастерицам обклеивать старые шкатулки и коробочки. Поэтому я сейчас работаю над созданием сайта, где будет представлена моя продукция. Возможно, ею заинтересуются и за пределами Новороссийска, – надеется Александр.
ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ГОРОД
Вдохновленная успехами начинающих бизнесменов, корреспондент решила выяснить, чем помогают делающим первые шаги предпринимателям органы местного самоуправления. И есть ли возможность открыть собственное дело без начального капитала, но с расчетом на государственные субсидии?
– Новороссийцам, официально признанным безработными и желающим открыть свое дело, уже сегодня выплачивается субсидия в размере четырех тысяч рублей на оформление документации, открытие расчетного счета в банке и изготовление печати, – сообщила руководитель городского Центра занятости населения Анжелика ПАНЮШКИНА. – На днях решится вопрос о предоставлении начинающим бизнесменам субсидий в размере 58 тысяч 800 рублей. Эти деньги будут выдаваться после утверждения бизнес-плана на комиссии в городском Центре занятости. А для того, чтобы грамотно его составить, каждому предоставляется возможность пройти бесплатный курс обучения основам предпринимательской деятельности в нашем Центре.
В отделе по взаимодействию с малым и средним бизнесом администрации г. Новороссийска корреспонденту сообщили, что, помимо выше упомянутых субсидий, существует три вида предоставления финансовой помощи начинающим предпринимателям. В 2011 году из муниципального бюджета предоставлены субсидии одиннадцати предпринимателям на сумму 3 миллиона 800 тысяч рублей. Еще двадцать предпринимателей получили поддержку края на сумму более 12 миллионов рублей.
Лина ГРИЦЕНКО.
Информацию о расписании семинаров для начинающих предпринимателей можно узнать по телефону в отделе по взаимодействию с малым и средним бизнесом администрации г.Новороссийска 64-38-75.
Центр занятости населения – т. 63-76-18, 63-76-22.