На прошлой неделе врачи собрались за «круглым столом», чтобы обсудить проблемы медицинской этики и деонтологии. Но начали совсем с другого – с бичевания прессы.
Журналистов обвинили во всех смертных грехах! Это они, по мнению некоторых выступавших, больше всего мешают работать врачам, специально заостряют проблемы и тем самым подстрекают пациентов к жалобам на медицину. Эта «борзая пресса» даже инсценирует конфликты между пациентами и врачами, чтобы «подперчить» свои материалы.
Поскольку в конференц-зале городской библиотеки имени Горького, где проходил «круглый стол», кроме корреспондента «НР» и телеоператора муниципального телевидения никого и не было, все стрелы критики пали на нашу газету.
Когда слово предоставили председателю городской Общественной палаты Сергею ЦЫМБАЛУ, приглашенному для участия в дискуссии, он подал идею создать медикам свою газету. Кто-то тут же подал голос: «Где медицине взять деньги еще и на свой орган – печатный?» Начальнику же горздрава Александру ФЕТИСОВУ предложение Цымбала показалось интересным, он сделал пометку в рабочем блокноте. Александр Юрьевич сказал, что нужно развивать информирование населения, говорить правду о хорошем и плохом, пациентов защищать от непрофессиональных и неэтичных медработников, врачей – от несправедливых жалобщиков.
Если такая газета появится, у автора этих строк для нее есть свежайший сюжет: громкоголосая медсестра поликлиники орет на 70-летнюю бабушку, некогда отслужившую в медицине 35 лет: «Да задолбали вы меня все! У меня полчаса назад смена закончилась!». А всего-то и требовалось от медсестры – переписать ее коллеге, постаревшей медсестричке, рецепт на льготные лекарства. Вот такие получаются этика с деонтологией. Грустно, правда?
Залина ЦАРАКОВА, главный врач 3-й горбольницы, все же вернула своих коллег в заданную тему дискуссии. Она сказала, что общество пожинает горькие плоды бездействия в отношении подбора и воспитания кадров в медицине.
– Приходит медсестричка устраиваться на работу, а я вижу, что у нее под ногтями черным-черно и в общении она грубовата. Но берем – с надеждой, что перевоспитаем, – делилась своими наблюдениями Царакова, а коллеги подтверждали, что за дверями их больниц и поликлиник стоят очереди пациентов, но никак не врачей и медсестер. Проблемы во взаимоотношениях с больными создают случайные в медицине люди. А где взять неслучайных?
Методист по научно-исследовательской работе Новороссийского медколледжа Елена БАССИСТАЯ сказала, что у студентов в процессе учебы вырабатывается вполне здоровая профессиональная мотивация – помогать больным людям. Но, попадая в трудовые коллективы и не получая должного внимания, жилья, материальной поддержки, вчерашние студенты уходят из больниц и поликлиник. И медики, собравшиеся за «круглым столом», почти в один голос повторяли: время не то, чтобы нематериальную мотивацию к работе выдвигать в первую линию.
Врача или медсестру сначала надо накормить, а потом требовать работу, этику и все остальное. Зарплаты в медицине остаются низкими, – говорил хирург Валерий ЭЛИБЕКОВ. Его поддержали коллеги Рубен МИНАСЯН, Елена ЛЕВКИНА, Ольга ЛЕБЕДЕВА.
И все же, что делать сейчас? Что нужно срочно поменять, чтобы при подушевом финансировании поликлиник, амбулаторий и больниц, на которое страна перейдет уже через полгода, лечебно-профилактические учреждения не остались без пациентов и не обанкротились. Ничего при этом хорошего не будет: медики останутся без работы, люди – без помощников в деле укрепления здоровья. Об этом изо дня в день повторяет управленцам Александр Фетисов. На это направлены и публичные приемы пациентов, и состоявшийся «круглый стол».
В итоговой резолюции участники мероприятия дали горздраву конкретные рекомендации. Медики решили, что им в первую очередь нужна не предсказуемая, правильная в выражениях, газета, а общественный совет – для рассмотрения спорных вопросов этики и деонтологии. Для оценки работы врачей, скорее всего, будут разрабатываться критерии и выводиться рейтинги с учетом жалоб и благодарностей пациентов. А чтобы подучиться терпеливому общению с больными людьми, медперсоналу придется после работы посещать лекции психологов.
На благо пациентов хотят развивать электронные приемные. Через них люди могут не только жаловаться, но и высказывать пожелания, сигналить о «заторах» в той или иной очереди. Как сигналят они в «НР». Стоило редакции написать о 4-й поликлинике, которая повысила качество медпомощи и вернула своего пациента из другого учебного учреждения, как в редакционной почте появился читательский ответ: «Блажен, кто верует! Посмотрите, какие очереди по понедельникам в той же 5-й поликлинике у дверей процедурного кабинета!». И журналист вновь отправляется в ту самую очередь, ищет ответы на вопросы. А как иначе?
В помощь себе медработники пожелали иметь комнаты психоэмоциональной разгрузки, хорошую библиотеку и все-таки уважение к своему нелегкому труду. Если бы еще врачам и медсестрам дали заполнить анкету с указанием их социальных нужд, она бы не пустовала.
Ольга ОВЧАРЕНКО.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru