В минувшую среду на винзаводе Мысхако прошел второй фестиваль экспериментальной музыки «Обработка холодом». Гости фестиваля пили вино, погружались в транс космической музыки и постигали искусство игры на пластиковых трубах.
«Обработка холодом» – сочетание нешаблонных мелодий и инфернальных перфомансов – мероприятие достаточно редкое для Новороссийска. Ребята-организаторы устраивают его во второй раз: предыдущий фестиваль, прошедший месяц назад, назывался «Четвертое ухо».
– Несмотря на то, что мы уже проводили одно такое мероприятие, «Обработку холодом» я бы назвал первым фестивалем, так как только теперь мы смогли раскрыть свою идею наиболее полно, – рассказывает Сергей ФИЛАТОВ, один из музыкантов-экспериментаторов.
Место проведения фестиваля – одно из хранилищ винзавода – сразу настраивает пришедших на мистериальный лад: в это подвальное помещение свет попадает только через прорехи прохудившегося кое-где шифера, по углам стоят отсыревшие винные бочки, а стены занавешивают куски оборванных сеток. Пришедшие начинают брать бокалы с вином и проходить в глубь хранилища – туда, где расположены четыре каменных холодильника, в каждом из которых сидит музыкант со своим инструментом и своей атмосферой. Холодильники, предназначенные в первую очередь для хранения винограда, весь вечер будут служить музыкантам творческой площадкой.
В первом холодильнике играет Ефим ЕЛДИНОВ. Используя электрогитару и компьютер, он генерирует отрывистые космические звуки в стиле эмбиент. Заходящие в этот холодильник люди опускаются на стулья и прикрывают глаза – кажется, неискушенных слушателей эта музыка начинает повергать в транс, а искушенные или просто не разделяющие таких экспериментов гости направляются дальше – к творческой площадке Евгения ЗАБАЗНОВА.
Атмосфера в этом холодильнике поистине демоническая: к потолку подвешены ржавые металлические диски, нечто не менее ржавое лежит и у ног музыканта. Звуки, которые извлекает Евгений, похожи на шаманские песнопения, и музыкальным инструментом ему служат обыкновенные пластиковые трубы. Среди зрителей начинается спор о ценности такого музыкального дарования.
– Разве это музыка? – сетует молодой человек в очках.
– А разве нет? – отвечает дама. – Вот ты бы смог сыграть на пластиковой трубе? – уверенная в неопровержимости аргумента, добавляет она и запивает сказанное вином.
Следующий холодильник занимают музыкальные эксперименты Сергея СИЛИНСКОГО. Молодой человек использует акустическую гитару и флейту, что делает его музыку более мягкой и мелодичной по сравнению с творчеством остальных участников фестиваля. Происходит все это, само собой, в полутьме, что добавляет мистики и в без того нестандартный перфоманс.
Наконец, последнее виноградное вместилище отведено Сергею Филатову. Упор Сергей делает здесь на многочисленные ударные инструменты, причем они звучат самостоятельно – без участия Сергея. Сложную конструкцию, по его словам, пришлось дорабатывать вплоть до поздней ночи накануне фестиваля. Теперь музыкант лишь изредка подходит к музыкальному пульту и компьютеру, чтобы что-нибудь настроить.
Как позже рассказал Сергей Филатов, фестиваль музыканты организовали сами, без чьей-либо помощи. По его словам, в Новороссийске есть меценаты, которые готовы вкладывать деньги в подобные проекты, но зачастую тратиться на необычные идеи молодым музыкантам и художникам приходится самим. Все же вложения в этот фестиваль себя оправдали – многие зрители «Обработки холодом» нашли, что в городе таких мероприятий действительно не хватает, и горячо благодарили музыкантов за такой эксперимент.
Валерия ЛОБЖАНИДЗЕ.