Заключительный этап чемпионата России по ралли финишировал в минувшее воскресенье в Абрау-Дюрсо. Гонка получилась настолько непредсказуемой, захватывающей и экстремальной, что сразу и не вспомнить, было ли такое в Новороссийске раньше.
Главный фаворит чемпионата 18-летний Василий ГРЯЗИН, лидировавший в абсолютном зачете, не доехал до «золота». За несколько километров до финиша он пробивает колесо и теряет драгоценные секунды.
В итоге призовая тройка чемпионата выглядит следующим образом: Сергей УСПЕНСКИЙ
– 402 очка, Николай ФИЛИППОВ – 401,5 очка, Василий ГРЯЗИН – 398 очков.
До начала гонок трудно было поверить, что заслуженный мастер спорта Сергей Успенский завоюет свой 14-й чемпионский титул. Ведь его отставание от Василия Грязина составляло более 100 очков, да и шел он в общем зачете всего лишь на 4-м месте.
Еще один примечательный факт – наличие на подиуме сразу двух женщин – штурманов экипажей. У Марины ДАНИЛОВОЙ – золотая медаль, а у Елены ВАСИЛЕНКО – бронзовая. Кстати, Данилова является директором ралли «Россия». А раз директор может временно оставить свой пост и занять место в штурманском кресле – значит, подготовка гонки опасений не вызывает.
Также две представительницы слабого пола были на пьедестале гоночного класса R3. Елена Василенко вместе с Григорием ТРЕГУБОВЫМ стали первыми, а Полина МУХИНА с Алексеем ОСТАПИНЫМ – вторыми.
Новый чемпион России Сергей УСПЕНСКИЙ на пресс-конференции отметил, что гонка стала настоящим праздником автоспорта. Свою победу он назвал красивой, вспомнив при этом слова авиаконструктора Туполева: «Если красиво – значит, полетим!» Также Сергей Успенский отметил, что Новороссийск достоин принять у себя этап чемпионата мира по ралли.
Всего в подготовке соревнований были задействованы около 300 человек. Один только план безопасности составлял 160 страниц. Хотя не обошлось и без зрительских козней, кто-то попытался устроить завал на одном из участков трассы.
Один из гонщиков, говоря про специфику гонок в Новороссийске, отмечал, что здесь побеждает не быстрейший, а разумнейший.
Если бы экипажи собрали в одну кучу, что поломалось, отказало на этапе и потребовало замены, то получилась бы довольно внушительная горка автомобильного инвентаря: десятка три колес, ремень регулятора, разрядившийся аккумулятор, лобовое и боковое стекла, гидроусилитель, погнутые диски, насос с центральным дифференциалом, потекшая коробка передач, оторвавшийся бампер, глушитель.
После финиша один экипаж рассказывал про свою гонку: «Ничего страшного не случилось, правда, после того, как ухнули, колеса в разные стороны стали смотреть. Но это же Новороссийск!»
Настоящим этапом-убийцей стала третья гоночная секция. Здесь лишь в одном классе R1 гонку покинули сразу 4 экипажа. Среди них и новороссийцы Герман Форманюк–Анатолий Горовой. А жаль, обычно ребята довольно сильно выступали у себя дома. В прошлом году чуть-чуть не дотянули до чемпионского титула в классе R1.
Однако проблемы с участием в последней гонке чемпионата начались еще до старта, когда права выйти на старт лишились сразу шесть экипажей. Три были не допущены техкомиссией, два – по техническим причинам, а еще один не предоставил необходимые документы.
Стартовая гонка первого дня, прошедшая еще до официального открытия ралли «Новоросийск-2012», была суперкороткой – всего 1770 метров. Здесь разрыв между первым и вторым местами составил всего одну секунду! Но и на таком коротком участке техническое фиаско на трассе потерпели две машины.
Фаворит гонки и чемпионата Василий Грязин на этапе переволновался. Это был его первый чемпионат и первая такая ответственная гонка. «Я очень сильно волновался, – признался 18-летний гонщик. – За некоторые моменты мне просто стыдно. Видео из машины я удалю, никому не покажу».

Единственный из новороссийских экипажей, добравшийся до финиша, –
Владимир ЧЕРНОСИТОВ –
Константин ТЕН на Subary Impreza – занял общее 15-е место и 4-е место в зачете R3. Кстати, на «Субару» выступал и чемпион Сергей Успенский, оторвавшийся от нашего экипажа почти на 25 минут!
В новороссийском споре машин-чемпионов это 9-я победа, одержанная на «Субару». Остальные конкуренты отстают: у «Мицубиси» три победы, у «Пежо» – одна.
Организаторам еще предстоит дать оценку ралли «Новороссийск-2012». Нам же в первую очередь хотелось бы знать, когда у нас пройдет этап мирового чемпионата, о котором так много говорят в последние годы.
Евгений ЛАПИН.