Недавно в Новороссийске состоялся «круглый стол» на тему «Развитие инклюзивного образования в Краснодарском крае». Речь шла о проблемах обучения, дальнейшего трудоустройства и комфортного пребывания в современном обществе детей–инвалидов.
Это мероприятие регионального уровня привлекло большое количество участников, поскольку тема оказалась очень актуальной. А площадкой для проведения «круглого стола» краевые специалисты выбрали новороссийскую частную гимназию №1. Именно здесь накоплен большой опыт по работе с детьми–инвалидами.
Участники, среди которых оказались представители как некоммерческих, так и коммерческих организаций, вооружились толстыми блокнотами, и, надо заметить, конспектировали очень подробно.
Душевная черствость - тоже диагноз
Руководитель программного направления фонда «Новая Евразия» Надежда Аленина, открывая обсуждение, обозначила ряд тревожных симптомов, наметившихся в современном обществе.
- Как жительница Москвы могу сказать, что у нас крайне мало учебных заведений, в которых обучаются дети-инвалиды, – заявила Надежда Владимировна. – Более того, есть родители, которые категорически против того, чтобы их здоровые дети учились вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Причем выражают явный протест. При этом хочется спросить у таких людей: «А не инвалиды ли вы сами? Где ваша душа, ваше сердце?» Такое отношение очень тревожит, вот почему я и мои коллеги с удовольствием приняли участие в региональной сессии, посвященной комплексной интеграции молодых инвалидов Краснодарского края, и решили посетить те образовательные учреждения, где транслируется положительный опыт работы с такими детьми.
Глухонемые хотят быть услышанными
Еще одна докладчица – советник руководителя по связям с общественностью филиала корпорации «Шеврон Нефтегаз Инк» Вера Шейнина рассказала, что компания уже более 20 лет принимает участие в благотворительных программах. Одна из них дала потрясающие результаты по трудоустройству молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Об этом рассказала генеральный директор негосударственного образовательного учреждения «Информационный учебный центр» Елена Шабло.
– Мы поставили цель обучить и трудоустроить молодых инвалидов в возрасте до 30 лет, – рассказала она, – набирали группы глухонемых молодых людей. Для нас было огромной проблемой, как организовать процесс обучения, по сути, мы сами боялись, не было уверенности в хорошем результате. Сначала обучили только трех человек, потом набрали еще восемь. Наши выпускники уже работают. Это большой успех, мы считаем. Молодые люди освоили компьютерную графику и получили возможность зарабатывать. А мы поняли, насколько востребована наша услуга – от желающих нет отбоя! Одну девочку привезли в Краснодар из станицы, работа ей нашлась только там, да и то зарплата невелика – около 6 тысяч рублей. Но родители готовы доплачивать за жилье и питание, лишь бы их ребенок работал, находился в социуме, это очень важно для таких людей. В прошлом году мы услышали об опыте новороссийской частной гимназии №1 и рады перенять его, а также поделиться своими наработками.
У детей - неограниченные возможности
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №1 Елена Брянцева сообщила, что ей судьбой была предначертана работа с особыми детьми – так в гимназии называют учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
- В 1979 году, когда я училась в 10 классе школы №20, в результате нелепой случайности инвалидом стал наш одноклассник, – рассказала Елена Владиленовна, – он упал с перекладины, сдавая необходимые нормативы – хотел стать кандидатом в мастера спорта. И вот оказался в инвалидной коляске. В те времена на инвалидов закрывали глаза, но я видела старания этого человека, восхищалась его силой духа.
И вот через много лет судьба свела меня с такими людьми, как директор нашей гимназии Татьяна Меркулова и директор филиала гимназии № 1 Наталья Меркулова. Их идеи организовать обучение особых детей вместе со здоровыми школьниками, создать для этого все необходимые условия, нашла в моей душе живой отклик.
Инклюзивное образование позволяет создать определенную среду для гармоничного развития детей-инвалидов. С другой стороны, это большой опыт для детей здоровых, они учатся состраданию, человечности, становятся впоследствии меценатами, хорошими людьми с добрым сердцем.
– В 2005 году наша гимназия вышла с благотворительной инициативой взять на обучение особых деток, – рассказала Елена Владиленовна. – Тогда в Краснодарском крае такого опыта не было ни у одного учебного заведения. Десять первых учащихся с самыми разными диагнозами – нарушениями опорно-двигательного аппарата, болезнями желудочно-кишечного тракта, сахарным диабетом и другими – стали гимназистами, обучение для них с самого начала было и остается бесплатным. Но прежде была прочитана масса специальной литературы, организовано питание и медицинское наблюдение за особенными детьми, построены пандусы, появились специалисты по лечебной физкультуре, психологи. Сейчас дети-инвалиды отлично учатся, проявляют эрудицию. Они пропускают занятия, только когда находятся на лечении или уезжают на операции. В эти моменты за них переживает вся гимназия. Если у детей какое-то время нет возможности посещать школу, на дом спешат учителя-предметники, организовано дистанционное обучение с помощью скайпа.
Гимназия уже давно стала официальной экспериментальной площадкой по обучению детей-инвалидов, причем их родители ничего не платят за учебу.
Как ни увлекательны были доклады, собравшимся решили на практике показать результаты, которых удалось добиться педагогам.
Участники «круглого стола» посетили открытые уроки. На одном из них ученик 3-го класса Ираклий Цулая защищал свою учебно-исследовательскую работу «Имею ли я право».
Из уст юного докладчика, который держался у доски уверенно и говорил убедительно, мы узнали об основных положениях Конвенции по правам ребенка и других важных документах. После чего возник закономерный вопрос, кем сам Ираклий видит себя в будущем? Мальчик ответил, что хочет стать врачом и всем помогать. Однако у председателя некоммерческой организации «Рука милосердия» Роланда Вольфа было другое мнение:
– Ты можешь стать хорошим юристом, – напутствовал он Ираклия, – и тоже будешь помогать людям.
Когда свой учебно-исследовательский проект «Возможности дополнительного образования в дистанционном режиме» представила шестиклассница Анжелика Агренина, то многие были удивлены, насколько легко дети ориентируются в современных технологиях. А заместитель председателя общественного Совета при главе администрации Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Савва тут же «отрекся» от своих ученых званий доцента и профессора:
– Такое впечатление, что эти дети во многом опережают нас, представителей старшего поколения, потому что они дружат с компьютером с ранних лет, – признал Михаил Валентинович.
Открытый урок «Азы Роботландии» заставил поредеть ряды участников «круглого стола». С увлечением собирать интерактивных роботов вместе с четвероклассниками засел за парту председатель общественной организации «Независимость» из станицы Полтавской Николай Улитин.
А остальные участники оказались на открытом уроке в кабинете физкультуры и попытались освоить азы чудесной дыхательной гимнастики, после которой не страшны никакие вирусы.
На радость школе, родителям, обществу
Директор частной гимназии №1 Татьяна Меркулова рассказала, что педагоги сами не ожидали столь ярких результатов, ведь из особых детей выросли замечательные личности, хорошие профессионалы.
- Одна из наших учениц не сходила со сцены школьного английского драматического театра, сейчас она заканчивает престижный вуз, и мы предлагаем ей работу учителя иностранных языков в нашей гимназии. Еще один выпускник блестяще закончил политехнический университет. Никто из наших учеников не позволил себе снисходительного взгляда в сторону детей-инвалидов, – сказала Татьяна Аветовна. – У нас растут дети со светлой душой. Начиная обучение особых детей, мы во многом действовали интуитивно. В целом работой с детьми–инвалидами мы начали заниматься 14 лет назад, но более активно ведем ее 10 последних лет, когда появилась реальная площадка для этого – в филиале гимназии на улице Севрюкова, 6. Сейчас гимназия включена в муниципальный проект дистанционного образования «Социальное предпринимательство». Это означает новый виток в развитии инклюзивного образования и открывает новые перспективы перед учащимися-инвалидами.
Радует и то, что сегодня все больше специалистов разного уровня, меценатов обращают внимание на проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и есть немало программ, направленных на то, чтобы вырастит полноценных членов общества.
Виктория НИКОЛАЕНКО.