Сразу два громких заявления сделал президент ОАО «АК «Транснефть» Николай Токарев, и оба они касаются Новороссийского порта.
Во-первых, по информации Reuters, Николай Токарев сказал, что «Транснефть» готова рассмотреть возможность покупки у группы «Сумма» Зиявудина Магомедова ее 25-процентного пакета в портовом операторе ОАО «Новороссийский морской торговый порт». Сейчас обе эти компании владеют контрольным пакетом в 51 процент акций НМТП. При покупке части «Суммы» нефтетранспортный монополист смог бы стать еще и контролирующим акционером Новороссийского порта.
«Мы не обсуждали так детально эту тему, — заявил глава „Транснефти“. — Но если группа „Сумма“ решит, что эта доля может быть выставлена на продажу, мы бы рассмотрели такую перспективу». По его словам, пакет может стоить около 300-400 млн. долларов, однако в настоящее время 25 процентов НМТП на Московской бирже стоят почти 525 млн. долларов.
Желание контролировать НМТП объясняет второе заявление президента «Транснефти» — о том, что наиболее целесообразным с любой позиции было бы строительство конечной точки расширения проекта «Юг» в Новороссийске.
Напомним, что проект «Юг» направлен на создание трубопроводной системы для экспорта российских светлых нефтепродуктов с Черноморского побережья в страны Европы и мира. Проектом предусматривается строительство нефтепродуктопровода «Сызрань — Саратов — Волгоград — Новороссийск» протяженностью около 1465 километров. Перевалка нефтепродуктов будет осуществляться на причалах нефтебазы «Шесхарис». Мощность нефтепродуктопровода составит 8,7 млн. тонн в год.
Значимость этого проекта как для самой «Транснефти», так и для НМТП заключается в том, что благодаря ему увеличится объем российского экспорта углеводородов, будут разгружены существующие экспортные терминалы, увеличатся поступления в бюджеты всех уровней. Общие инвестиции ожидаются на уровне свыше 80 млрд. рублей.
Прежде одним из вариантов конечного пункта проекта «Юг» рассматривался порт Туапсе. Однако, по мнению аналитиков, выбор Туапсе нарушил бы равные конкурентные условия для нефтяных компаний, поскольку они были бы вынуждены пользоваться инфраструктурой конкурента. Вариант же с Новороссийском сохраняет равные для всех условия, поскольку по маршруту нефтепровода здесь расположены НПЗ «Роснефти», «Лукойла» и ТНК-ВР.
Тем временем в Новороссийске планируется построить еще один крупный терминал по перевалке нефтепродуктов.
Через два года мощности страны по экспорту нефтепродуктов на Черном море вырастут на 11 млн. тонн. Минтранс представил в правительство соответствующий проект расширения Новороссийского порта. Новый объект должен появиться на мысе Пенай, и его контуры уже начинают вырисовываться. Ожидается, что инвесторы за два года возведут на скалистом мысе терминальный комплекс, через который будут переваливаться дизельное топливо (7 млн. тонн в год), а также бензин или мазут (около 3,5-4 млн. тонн), доведя количество судозаходов до 181 в год. По проекту нефтепродукты на Пенай будут подаваться через тоннель под Маркотхским хребтом протяженностью 3,5 километра по построенному трубопроводу от Афипского НПЗ.
Так что желание компании «Транснефть» стать главным держателем акций крупнейшего российского порта имеет под собой вполне объяснимые и далеко идущие цели. Жаль только, что стратеги от экономики расценивают Новороссийск как географический пункт, а не как место проживания трехсот тысяч граждан, которые и без того задыхаются во вредных выбросах в атмосферу, в том числе и от перевалки нефти и нефтепродуктов. Единственный «плюс» для новороссийцев во всей этой ситуации — новые высокооплачиваемые рабочие места.
Евгений РОЖАНСКИЙ.
Вы можете войти с помощью аккаунтов:
Войти через ВКонтактеВойти через ВКонтакте
Войти через GoogleВойти через Google
Войти через Mail.ruВойти через Mail.ru