В управлении гражданской защиты населения принимают тревожную информацию непосредственно от граждан, а затем переадресуют тем, кто полномочен что-то предпринять. Корреспондент «НР» побывала здесь на дежурстве и убедилась: спокойных дней тут не бывает.
Висели между этажами
Первый звонок, прозвучавший, как только я обосновалась на свободном стуле, с улицы Волгоградской: в лифте одной из многоэтажек застрял человек.
Начальник дежурной смены Николай Алексеевич Кравченко, пообщавшись со звонившим, сообщает, что в плен лифтовой кабины попал сотрудник управления, их коллега. Причем не один, а вместе с двумя внуками, младшему из которых – Ванечке – всего три месяца. И если грудничок благополучно заснул, когда в кабине погас свет, то пятилетний малыш от испуга горько заплакал.
Николай Алексеевич тут же набирает «Службу-112» – у нее прямая связь с лифтовым хозяйством, а затем звонит родственникам застрявшего в лифте и успокаивает: не волнуйтесь, специалисты сейчас будут.
А вот ситуация похуже.
В связи с ухудшением погодных условий КЧС (Комиссия чрезвычайных ситуаций) ввела режим повышенной готовности.
– Что у нас с ветром? – обращается Николай Кравченко к коллеге – оперативному дежурному Наталье Еремеевой, которая только что кому-то отвечала по телефону.
– В центре порывы до 12 метров в секунду, на Шесхарисе – до 23.
В помещении несколько столов, стульев, компьютеры и телефоны – это рабочее место дежурной смены. Перед моими глазами часы, и кажется, что даже стрелка на циферблате работает сейчас в напряженном режиме. А за моей спиной на стеллаже непрерывно работающие рации, из них периодически доносятся встревоженные голоса.
– У нас связь есть со всеми: пожарные, «Скорая», спасатели, порт, – ловит мой заинтересованный взгляд Наталья Викторовна. – Это обязательная прослушка для контроля.
В кабинет заглядывает руководитель управления Игорь Васильев и просит информацию об отключениях электроэнергии.
– Без света остались 43 500 человек, 12 800 из них – дети, – уточняет оперативный дежурный Наталья Еремеева. – Школы и садики предупреждены, дети вовремя эвакуированы. Остается детский дом «Юнга», где ребятишки – 31 воспитанник – живут постоянно.
Звонок в «Юнгу» проясняет ситуацию: в детдоме имеется резервный источник электропитания.
– Подключайте свой генератор, надо быть готовыми к любой ситуации, – рекомендует сотруднику детского дома Наталья Викторовна.
«А вдруг, действительно, в 19.00 не включат?» – волнуется Николай Алексеевич.
Его мысли вслух прерывает очередной звонок: сообщают, что пленников из лифта, наконец, освободили. Простоять в тесной кабинке им пришлось около 40 минут.
Подозрительного все больше
Поступает информация от опер-уполномоченного отдела полиции Приморского района о том, что в лесном массиве села Абрау-Дюрсо обнаружены предметы, похожие на боеприпасы и гранаты Ф-1.
Дежурная смена докладывает о находке дежурному по администрации города, оперативному дежурному УФСБ. По данному факту назначаются баллистическая и взрывотехническая экспертизы. В срочном порядке подается заявка в отдел военного комиссариата.
А вскоре – еще одна «взрывная» информация: на ул. Новороссийской республики, 16, под автомобилем «Ниссан» находится подозрительная коробка. На место направлены наряд полиции с кинологом, пожарный расчет ОФПС-2 и бригада «Скорой помощи». Но через час задействованным силам дают команду «отбой». Николай Кравченко докладывает о происшествии дежурному по администрации города и оперативному дежурному ГУ МЧС России по Краснодарскому краю.
– Звонков о подозрительных предметах бывает до 10 за сутки, – говорит мне Наталья Викторовна. – То мусор подозрительный, то машина, а иной раз и человек вызывает какое-то недоверие у граждан, и тогда тоже звонят нам. Ну а мы уже по цепочке оповещаем полицию, пожарных, «Скорую», докладываем в прокуратуру, ФСБ, дежурному городской администрации, оперативному дежурному края. При чрезвычайных ситуациях нужно обязательно информировать прокуратуру, ФСБ и краевой кризисный центр (ЦУКС).
Начальник дежурной смены советует: при обнаружении подозрительного предмета ни в коем случае его не трогать. Надо постараться ограничить к нему доступ прохожих и позвонить 02 либо 637-112.
На пять минут мы с Натальей Викторовной отпрашиваемся у начальника смены и спускаемся с 3-го этажа в гараж, я попросила показать передвижной пункт управления. Оперативная группа всегда готова к выезду, говорит по дороге Наталья Еремеева. С утра группа уже поколесила по городу, обследовав состояние дорог, специалисты на всякий случай испытали исправность системы связи.
Новейшее оборудование в подвижном пункте позволяет успешно управлять расчетом сил и средств для ликвидации последствий ЧС (РСЧС). Здесь предусмотрены все виды связи, показывает Наталья Викторовна, дающие возможность связаться с любой точкой Краснодарского края в режиме онлайн. Такие подвижные пункты работали в Крымске, когда там случилась беда.
«Взрывная» ситуация
Мы опять на месте. Звонок из «Службы-112». На проспекте Ленина из окна третьего этажа выпала женщина.
На место выезжают спасатели. Позже они сообщают, что разблокировали входную дверь квартиры, где произошел несчастный случай, и обнаружили в комнате двух мужчин в неадекватном состоянии и женщину с ребенком. Обстоятельства падения женщины уже начинают выяснять сотрудники полиции. Пострадавшую отправляют в 1-ю горбольницу. Информацию о случившемся передают дежурному по администрации города.
И вновь тревожный звонок: заминирован железнодорожный вокзал. Как докладывает оперативный дежурный ЛОВДТ на железнодорожном транспорте, позвонил неизвестный и сказал, что вокзал заминирован. Туда в срочном порядке отправляют пожарный расчет ОФПС-2, бригаду «Скорой помощи», наряд полиции ДПС с кинологом и собакой. Пассажиров – 50 человек – приходится эвакуировать. Движение поездов (электричка «Новороссийск-Краснодар» – 16.14) – приостановить. Все это время у дежурных не смолкают телефоны. И наконец оперативному дежурному докладывают: в помещении железнодорожного вокзала взрывчатки не обнаружено. Еще через полчаса сообщают, что проверен перрон. Там тоже чисто. Дается команда «отбой».
Однако на этом дело не заканчивается. От начальника смены «Службы-112» вновь поступает информация, что заминирован железнодорожный вокзал, вернее, туалет на станции. Эвакуировали 78 человек, приостановлено движение поездов. И опять все необходимые службы прибыли на место, в том числе «Скорая помощь». Тщательно обследовали перрон и туалет. Ничего не обнаружено. «Отбой!»
Но ненадолго. Буквально через час оперативный дежурный Наталья Еремеева принимает новое тревожное сообщение: заминирован автовокзал. Эвакуированы 67 человек. Приостановлено движение междугородних и пригородных автобусов. Задействованы 12 человек специалистов, в том числе кинолог с собакой, начинается обследование здания автовокзала и привокзальной площади. К счастью, опять ничего. Звучит долгожданная команда «отбой!» Но прежде всем участникам «взрывной» ситуации, в том числе и дежурной смене МЧС, приходится хорошенько
попотеть.
Все необычное – обычно
– А все-таки, обозначьте свою зону деятельности, – прошу я.
Она не ограничена. Градусник дома разбился – звонят, ДТП или машина перевернулась или дверь не могут открыть – тоже. Мы откликаемся на все звонки и привлекаем необходимые службы к ликвидации того или иного происшествия.
– А что-то не совсем обычное бывает?
– Сколько угодно. Как-то в 3 часа ночи звонок, – вспоминают дежурные. – Мужчина выпрыгнул с 5-го этажа и зацепился ногами на 4-м этаже. Забили тревогу соседи. В общей сложности «альпинисту» пришлось провисеть вниз головой 40 минут, пока его не заметили люди и не прибыли на выручку спасатели.
– А не так давно в час ночи позвонили из хирургического отделения 1-й городской больницы, – улыбается Николай Алексеевич, сомневаясь, рассказывать мне или нет этот курьез.
Уговорила. Выяснилось, что пациент надел на причинное место трубу, ходил с ней несколько суток, затем обратился за медицинской помощью, но врачи развели руками.
На помощь пришла «Служба спасения». Ребята разрезали трубу специальной пилой, и все вздохнули с облегчением – и пациент, и хирурги.
Листаю толстый журнал, где зафиксированы происшествия, на которых побывали спасатели. Останавливаюсь на недавних: вскрывали дверь, извлекли пострадавшего из автомобиля, достали утопленника из моря, открыли дверь, за которой пожилой человек не подавал признаков жизни…
Ночь прошла на редкость спокойно.
Самое крупное происшествие – аварийное отключение трансформатора в станице Раевской. Причина – внутрибаковое повреждение. Трансформатор необходимо заменить на новый. Но работы были перенесены на светлое время суток.
Оксана МАШКАРОВА.
Запомните на всякий случай: 64-51-51 –
телефон оперативного дежурного управления гражданской защиты
населения.