Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://map.novo-city.ru/news/1/53191/100-uchenikov-i-2-marshruta/

100 учеников и 2 маршрута

їЮЭХФХЫмЭШЪ, 14 РЯаХЫп 2014, [11:30], novorab.ru
100 учеников и 2 маршрута

С водителем троллейбуса Сергеем Овсянниковым репортеры «НР» виделись не раз. Как наиболее опытному работнику ему не так давно доверили новую современную машину. А когда праздновали 45-летие депо, Сергей Филиппович читал пассажирам стихи.  

И вот корреспонденты «НР» снова в кабине троллейбуса Сергея Овсянникова. На этот раз – машина учебная. Мы слушаем, какие наставления дает учитель Алексею Прозорову. Кстати, этот ученик вырос на глазах у водителя.  
– Лешу помню еще вот таким мальцом, – вспоминает Сергей Филиппович. – Я почти весь трудовой стаж в депо откатал на Мефодиевке. Сначала ездил по второму маршруту, а потом перевели меня на «шестерку», так и езжу по сей день.  
– Сергея Филипповича у нас многие знают, – подтверждает его ученик. – Мне лично добираться больше не на чем, как на троллейбусе этого маршрута. Помню, что этот водитель всегда был вежлив с пассажирами, на детей, даже если шумной гурьбой заваливались в троллейбус, никогда голос не повышал. Да он и сейчас, когда меня учит, не кричит. Хотя, знаете, на дороге ситуации разные бывают. Отправная точка
– Шестой маршрут – гостевой, приезжие судят о нашем городе, руководствуясь первыми впечатлениями. Нередко приходится людям дорогу разъяснять, мы с кондуктором – Анной Захарченко – бывает, как справочное бюро трудимся.  
– Сергей Филиппович, говорят, у вас почти сто учеников, а кем вы мечтали стать в детстве?  
– Моряком. Из родного города Воронежа я призвался в армию, служил в морском флоте, в Севастополе, затем попал в Новороссийск и окончил здесь морскую школу, ходил в рейсы. Но здоровье не позволило продолжать морскую карьеру. И я выбрал профессию водителя троллейбуса. Но начинал работу в депо со слесаря-ремонтника.  
– Жалели когда-нибудь о том, что морскую работу сменили на береговую?  
– Когда стал работать на втором маршруте в 1985 году, то, кроме троллейбусов, общественного транспорта в городе, считай, и не было. Я понял, насколько у меня работа ответственная, осознал, это – мое. Люди спешили на работу: кто на СРЗ, кто в порт. В первый рабочий день я забирал пассажиров с Малой земли, а уже на остановке «Улица Снайпера Рубахо» двери с трудом открывались – столько народу набилось в салон. Тогда ведь и вахтовых автобусов не было.  
Я очень гордился тем, что нужен людям. Но однажды настал момент, когда появились усталость, недовольство. В основном это было связано с ранними подъемами. Я хоть и «жаворонок» по натуре, но подниматься на работу в три часа утра… Это еще ночь. Стоянка по требованию
– Наверное, тогда пришли мысли бросить эту работу? – допытываюсь.  
– Я понял тогда, что нужно изменить свое отношение к ситуации, надо принять эти условия как данность. Когда я это понял, и усталость, и депрессию как рукой сняло.  
– Сергей Филиппович, раньше движение в городе было совсем не то, что сейчас. Как удается сохранять спокойствие, если ваш троллейбус вдруг подрезает маршрутка?  
– У электротранспорта сегодня большая конкуренция. Но никогда я не позволял себе отвечать дерзостью на чей-то лихой маневр. Ни одного ДТП у меня не случилось по моей вине. Вот  еду с учеником, а тут машина выезжает не по правилам. Я говорю: тормози. А ученик возмущается: чего это я тормозить должен, это он виноват. Я в таких случаях всегда объясняю: будешь так рассуждать, дорога в водители троллейбуса для тебя закрыта.  
– А скольким ученикам вы «закрыли» дорогу в профессию?  
– Точно сказать не могу, но такие случаи были. Если я вижу, что человек невнимателен за рулем или руки у него от страха трясутся – он больше вреда принесет, чем пользы. А некоторых учеников, наоборот, подбадривал. Многие мне до сих пор благодарны.  
– Сергей Филиппович, судя по откликам наших читателей, водители и пассажиры общественного транспорта, словно по разные стороны баррикады.  
– Я не сразу пришел к пониманию: именно от пассажиров зависит прибыль нашего предприятия – они наши кормильцы. Так давайте создадим для них условия хорошие. Я и бабулечек наших мефодиевских люблю. Надо уважать старость, мы же тоже когда-то станем пенсионерами с льготными проездными. Мне, между прочим, тоже в августе 55 лет исполнится, пенсию начислят. Заслуженный перерыв
– Неужели на заслуженный отдых пойдете?  
– Нет, я пока себя сидящим дома не представляю. Чувствую, что нужен своему предприятию. И учеников надо готовить, и, когда троллейбусы приходится разворачивать, если форс-мажор какой случается, эту работу нередко мне доверяют.  
– Сергей Филиппович, ваша профессия тоже нелегкая.
Однажды в жару мы измеряли температуру в кабине троллейбуса. До 45 градусов доходило. Как переносите такое пекло?  
– Сейчас у меня машина современная, в ней кондиционер есть. Но помню, что иногда действительно 50 градусов было в кабине. Что делать? Надо за здоровьем своим следить. Многие новороссийцы забывают, что рядом – море, это же готовый санаторий-профилакторий под боком. Я несколько зим моржевал, а уж в хорошую погоду всегда купаюсь. Еще в жару у меня всегда термос с водой наготове. Воду надо пить понемногу. Небольшими глотками, а если ты нажарился в кабине без воды, а потом приехал на конечную и выпил целую бутылку, то тут и давление подскочит, и пульс участится.  
– Вас жена не упрекала, что замуж-то выходила за моряка дальнего плавания?  
– Всплывает иногда такая тема, но в шутку, конечно. Я жене говорю в таких случаях: зато я всегда рядом, двоих сыновей воспитали, дали высшее образование. Это сейчас они взрослые, а когда маленькие были, постоянное отцовское внимание необходимо.  
– Вы – человек спокойный, неужели ничто вас не выводит из себя?  
– Любые конфликты на линии мы с кондуктором научились гасить. Даже когда в конце прошлого года тариф на проезд повысился, многие пассажиры возмущались, но только не у нас. 
Анна так доходчиво всем объясняла, почему это произошло, что люди с пониманием воспринимали эту новость.  
Нервничать я начинаю, когда машина ломается. Даже если дверь плохо закрывается, мне уже некомфортно. И в таких случаях надо успокоиться и попробовать с машиной «договориться»: потерпи, дескать, приедем в парк, посмотрим, что у тебя за неисправность.  
– Сергей Филиппович, ваше предприятие нередко потрясали какие-то перемены: то о банкротстве объявят, то переименуют в очередной раз.  
– Для меня, как ни называй, это родное депо, которому я нужен и много своих сил и труда отдал.  
Я рад, что есть кому опыт свой передавать. Была даже мысль такая: собрать всех своих учеников, – и тех, что работают по профессии, и тех, кто другую работу нашел. Человек сто наберется, это точно! Остановка «Конечная»
Больше всего мой собеседник переживал, что материал о нем получится слишком гладким. Потому и о своих наградах – знаке «За безаварийную работу 1-й степени», звании «Ветеран труда» и своем портрете на городской Доске почета в 2008 году и других поощрениях  не слишком распространялся.