7 августа в России празднуется День железнодорожника. Корреспонденты «Новороссийского рабочего» побывали на борту фирменного поезда «Премиум» (больше известного как «Кубань»), который формируется в Новороссийском вагонном депо.
Чтобы обеспечить россиянам свободу передвижения по нашей огромной стране, тысячи железнодорожников — диспетчеров, дежурных по станциям, кассиров, проводников, машинистов, дорожных мастеров, ремонтников и других специалистов — трудятся круглосуточно. Корреспонденты побывали на борту фирменного поезда «Премиум», известного нашим читателям как «Кубань». Нашим гидом стала начальник этого поезда Галина Петина (на фото). Она рассказала, что в составе «Премиума» один вагон «ВИП», два вагона «СВ», остальные купейные.
— В час дня прибыли из Москвы, за этот рейс перевезли 770 человек, а вечером поезд отправится обратно. До Новороссийска «Премиум» теперь идет меньше суток. Железнодорожный транспорт выходит на качественно новый уровень, с каждым днем становится быстрее, технологичнее и удобнее. И хотя это нелегкий труд, у меня самая лучшая работа.
— Галина Николаевна, что в ней самое сложное?
— Общение с людьми. Например, едут 36 человек, и у каждого свое мнение о подходящей температуре. Приходится находить компромисс или просто руководствоваться установленной нормой.
— А с техникой проблемы бывают?
— В фирменном поезде вагоны не старше 12 лет, поэтому все работает надежно. Если что-то выходит из строя, на ближайшей станции все исправят, заменят. Техническое состояние состава — это моя забота. Постоянно проверяем колесные пары шаблонами. Если есть отклонения даже в миллиметрах, сразу вызывается бригада. Опыт позволяет даже на слух определить проблему.
— Что такое для вас фирменный стиль?
— Главное — высокий уровень сервиса. Что касается внешних атрибутов, то это и форма, и цветовая гамма интерьеров, и дополнительные услуги для пассажиров. У моей поездной бригады есть «Паспорт доверия». Чтобы получить его, нужно два года проездить без нарушений и замечаний, не получить ни одной жалобы или претензии от пассажиров.
— На фирменный поезд, наверное, может попасть не любой работник?
— Его обслуживают проводники только 4-го разряда. Помимо профессиональной подготовки, все проходят психологическое тестирование. Если психолог установит, что человек неуравновешенный, потенциально способен проявлять агрессию, ему у нас не работать. Проводников обучают психологическим навыкам работы с пассажирами, которые могут находиться в стрессовой ситуации, в плохом настроении, быть нездоровыми. Приходится сталкиваться и с откровенной озлобленностью.
— Наверное, нетрезвые пассажиры тоже добавляют проблем?
— Пьяных стало гораздо меньше. В вагонах-ресторанах больше не продают крепкое спиртное. В нашем поезде в стоимость билета входит питание, которое состоит из сухого пайка и горячего блюда на выбор — курица или мясо. В вагонах «СВ» можно выбрать блюда из меню.
— А чай в стоимость билета не входит?
— Ценообразование динамическое, в стоимость билета входит питание, гигиенические наборы, постельное белье, пресса, а чай и кофе нескольких сортов заказывают у проводников за дополнительную плату. Кроме того, есть всякие вкусные снеки. Расплатиться за билеты и дополнительные услуги можно как наличными, так и банковской картой.
— Помнится, раньше в вагонах стоял такой специфический запах, и было сырое постельное белье.
— Белье у нас белоснежное, пакетированное. Пассажиры не заправляют сами постель, это делают специальные бригады после уборки поезда. А пахло раньше углем, которым проводники топили котел и разогревали титан с водой. Теперь отопление электрическое, электрокипятильники. В каждом вагоне для пассажиров есть микроволновка, небольшой холодильник, куда можно положить лекарства и детское питание. Больше нет санитарных зон, биотуалеты открыты всегда и оборудованы автоматическими освежителями воздуха.
В одном из купе, куда мы заглянули, установлен монитор информационной системы. Пассажирам, как нам рассказали, показывают ролики по технике безопасности, о правилах поведения в поезде, идет информация о новых акциях РЖД. В пути следования можно посмотреть познавательные программы, фильмы о городах России, мимо которых идет поезд. Чтобы не мешать другим пассажирам, можно надеть наушники.
— А что из старых «фишек» осталось в вашем фирменном поезде? Чай в стаканах с подстаканниками подаете?
— Конечно! Если есть желание у пассажира, он может даже приобрести его себе на память. И не только подстаканник, теперь у проводников целый ассортимент сувенирной продукции с атрибутикой РЖД: флэшки-паровозики, кружки, игрушки — фигурки проводников и машинистов, колокольчики и даже карманные часы.
Галина Николаевна пригласила журналистов в штабной вагон, где в ее офисе размещены серверы, компьютер, подключенный к Интернету, системе ГЛОНАСС, терминал оплаты для банковских карт. Есть прямой телефон связи с ситуационным центром в Москве, а также телефонная связь со всеми вагонами поезда.
— Перед тем как выйти в рейс, ввожу свои данные в систему ГЛОНАСС, поезд отслеживается. Если вдруг какая-то задержка, со мной свяжутся. Мой компьютер постоянно в Сети, есть возможность видеть, где и какой билет на наш поезд приобретен. Пассажир может купить билет прямо во время поездки, — рассказала Галина Николаевна.
Журналисты оценили новшества и продолжили экскурсию. Заглянули и в туалет. Их два, а похожи они на санузлы в какой-нибудь гостинице: диспенсеры для мыла, бумажных полотенец, туалетной бумаги. Не нужно идти и дергать дверь, чтобы узнать, свободен ли туалет. Эта информация есть на электронном табло, расположенном в коридоре. Кроме этого там указан номер поезда и вагона, время, температура воздуха снаружи и внутри.
— У вас и мужчины есть в бригаде? — залюбовавшись проводником в красивой форме, удивилась я.
— Сейчас мужчин немало. Хотя профессия, на мой взгляд, больше женская. Ведь приходится заниматься уборкой. Сегодня в арсенале проводника специальная техника и множество средств для уборки. Всякие супер-швабры, супертряпки, современные моющие средства.
— Галина Николаевна, кто ездит сейчас поездами?
— Зимой много пассажиров, которые едут в Анапу и в Геленджик по бесплатным путевкам от Фонда социального страхования. Перед Новым годом — детские перевозки. Летом много курортников — семьи с детьми. Кроме того, большой поток ребят, которые едут в лагеря и обратно. Летом у нас особый режим работы, отпусков не бывает.
— Вы мечтали об этой работе с детства?
— В школе была уверена, что стану учителем или воспитателем, но так сложилось, что пришла на железную дорогу в восемнадцатилетнем возрасте. Не мечтала об этой профессии, но окончила курсы проводников и осталась навсегда. Сначала работала проводником фирменного поезда, потом начальником пассажирского, а позже и фирменного поезда. Окончила железнодорожный техникум и, наконец, университет по специальности «Управление персоналом».
— Быстро привыкли к особенностям профессии?
— Уже не представляю, что ходила бы пять дней в неделю в контору и сидела там с восьми до пяти. Я проснулась — и уже на работе. Привыкла, что съездила две поездки — и отдыхаю.
— Не бывает ли на железной дороге морской болезни?
— Первое время меня укачивало на «северных» поездах. Они идут больше трех суток. Потом привыкла.
— Галина Николаевна, вы, наверное, за эти годы всю страну успели объехать?
— Поработала за 22 года на всех направлениях, ездила на Мурманск, Архангельск, Воркуту, Нижний Тагил, Владикавказ, Ростов, Москву, Санкт-Петербург.
— Что произвело самое яркое впечатление в первых поездках?
— Пожалуй, удивительно красивая природа Мурманска. Из окошка можно увидеть грибы. Мухоморы огромные, как в сказке. Карелия — край нетронутой, чистой природы. Там удивительные озера. Архангельск покорил своей архитектурой — древним деревянным зодчеством. Владикавказ запомнился красочным рынком, вкусной кухней.
— Ездили ли с вами знаменитости?
— Когда поезд ходил из Москвы на Нижний Новгород, с нами часто ездили артисты из «Камеди Клаба» и «Камеди Вумен», Кристина Орбакайте, Дима Билан, Александр Балуев, актеры из «Интернов», Эдита Пьеха.
— Галина Николаевна, ваша семья любит железную дорогу или ревнует вас к ней?
— Когда-то дочь говорила, что не будет работать на железной дороге. А теперь и она, и ее супруг — железнодорожники. Даже у маленького внука любимая игрушка — паровоз. На железной дороге работает и моя сестра. Намечается династия.
Татьяна СТАРОВЕРОВА.